Подготовка к рубке.

Почти все подготовительные упражнения направлены на выработку у учеников подвижности в кистевых, локтевых и плечевых суставах обеих рук. Одним из самых важных упражнений считается круговое вращение шашки как согнутой в локте рукой, так и вытянутой вперед. Это делает кисть сильной, подвижной и резкой.
Второе упражнение - вымахивание руки сверху вниз направо и налево с прохождением клинком полного круга в 360гр. Рука должна быть совершенно прямой и только проходя мимо бока чуть-чуть уходить вправо или влево, чтобы в будущем не цеплять клинком круп или ухо лошади. При исполнении рука должна быть не зажатой, но свободной и широкой в амплитуде движения при максимально вложенной в нее силе.
Все это плюс скорость и дают нужную резкость движения. Самое главное как в этом упражнении, так и в реальном бою - не грубая, "ломовая" физическая сила, а техничность - быстрота, резкость и точность нанесения удара. Показатель хорошей скорости - свист при движении клинка. Если клинок "не свистит" - скорость мала. Чем выше скорость, тем тоньше свист.
С целью сбережения лошади в будущем уже на этом этапе обучения необходимо при движении клинка рядом с корпусом человека слегка подвернуть кисть руки вправо ногтями пальцев слегка вниз. При этом движении режущее жало клинка. 
После обучения человека маховому движению шашкой на шагу можно переходить к рубке с места стоящих предметов.
Для нанесения грамотного удара руку с клинком следует отклонить в сторону головы человека настолько, чтобы косточка большого пальца руки не ушла дальше условной вертикальной линии, проходящей через нос рубящего.
Удар тем чище, чем меньше угол встречи клинка и мишени. Следует стремиться к углу в пределах 15-20гр. не больше. После нанесения удара рука с клинком автоматически совершает полный оборот и возвращается в положение "к бою".
Бытует ошибочное и далеко не безвредное мнение, что удар шашкой (саблей) должен наноситься с "оттяжкой" - легким протягиванием клинка на себя во время совершения самого удара. Для обоснования ссылаются на легенду, по которой знаменитый, якобы разваливающий человека надвое "Баклановский удар" будто бы так и наноситься. Знаменитый донской казак, генерал-майор Бакланов Яков Петрович, вечный шеф 17-го Донского казачьего полка, был гигантского роста и очень большой физической силы. Но шашка не двуручный меч, и даже Бакланов не был способен на такие удары. Скоротечность кавалерийского боя, его принцип - "бьешь одного, второго видишь" не позволяет ни задержаться для нанесения сверхтяжелого удара, ни рассмотреть результат своей работы. Начнете рубить, попробуйте "с оттягом" разрубить глиняный конус - он обязательно "поползет" за клинком и никогда не "сядет" на место. Не тратьте время на отработку того, что никогда не было и к реальным условиям не имеет никакого отношения. Удар всегда должен быть прямым, резким, сильным и коротким. Рубку отдельно стоящих предметов необходимо проводить с полусогнутых ног, распрямляя их в момент нанесения удара и вкладывая в него всего себя - "пружину" ног, корпус и руку.
После овладения техникой рубки из положения на месте следует переходить к обучению рубке с шага на "полосе".
"Полоса" - дорожка длиной 20-30м. и шириной 2м., на которой расставлены 10-15 разнохарактерных мишеней с интервалом 2-3м. Мишени располагаются как с одной, так и с обеих сторон. На занятиях необходимо взять за правило двигаться по полосе рубки на полусогнутых ногах, имитируя положение человека, сидящего на лошади.
При подходе к предмету обучаемый должен резко выпрямиться и "бросить" свой корпус, продолжением которого и является рука с шашкой, на удар по предмету. Корпус вперед заваливать нельзя.
Крайне необходимо включать в занятия такое упражнение, как "гусиный шаг" - шаг на корточках, шаг на полусогнутых ногах в очень глубоком приседе. Упражнение направленно на улучшение координации движения, укрепление мышц ног, поясницы, спины и брюшного пресса.
И учитель в учениках, и сами ученики должны развивать такое крайне необходимое при рубке качество, как отличный глазомер. Для этого проводятся специальные занятия, на которых ученики сначала "на глаз" определяют расстояние до любого предмета, а потом измеряют его своими шагами. Все люди разные, и каждый должен знать длину именно своего среднего шага. После овладения техникой ударов сверху вниз налево следует перейти к изучению ударов направо горизонтально земле. При встрече с мишенью клинок следует вести или горизонтально земле или чуть-чуть вверх.
По требованиям строевых уставов кавалерийских частей, в том числе и казачьих как царской, так и советской армии, всех левшей, к сожалению, переделывали в "правшей". Обоерукость - умение рубить как правой, так и левой рукой - официально не поощрялась, и такие занятия целенаправленно не проводились.
Бойцы, прекрасно понимая резко увеличивающуюся возможность победить и выжить при одинаковом владении клинком с двух рук, сами развивали в себе эти навыки.
После овладения техникой рубки правой рукой мы настоятельно рекомендуем перейти к обучению рубки с левой руки. После овладения техникой рубки левой рукой мы советуем наиболее способным ученикам постепенно переходить к обучению рубки с двух рук одновременно, но здесь следует быть крайне осторожным и ни в коем случае не форсировать обучение.
Г.Л.Рыбин, Н.Г.Свешников "О русской школе верховой езды"
Издательство "Светлана П", 1998г. 



Рубка шашкой. Постановка удара

        Параллельно с обучением фехтованию необходимо обучать нижних чинов правильно и сильно рубить. Самое лучшее для этого брать такие предметы, на которых обучающиеся сами видели бы результаты 
каждого удара. Такими предметами могут служить вода, глина, сучья.
  
      Наши горцы с малых лет обучаются рубке, нанося удары по воде, причем удар, нанесенный правильно, не дает брызг. Для нанесения правильного удара нужно, держа рукоятку эфеса шашки большим пальцем вдоль рукоятки на задней ее части, остальными же в обхват, занеся руку на размах к левому плечу, над головой и т. д. по направлению удара, нанести его таким образом, чтобы плоскость полоски была бы пепременно в плоскости размаха, то есть не сваливать обух шашки вверх или вниз при горизонтальных ударах, ни вправо, ни влево при вертикальных.
        Если в момент нанесения удара шашка свернется в руке или кисть руки изменит свое положение, удар не может иметь того действия, какое он имел бы, если бы рука, не изменив своего положения, провела бы шашку плоскостью полоски в плоскости размаха.
  
      Для этих упражнений самое лучшее - брать глину. Воду не всегда удобно рубить, особенно в нашем климате, сучья же зимой, когда они промерзли, не смотря на совершенно правильный удар, чаще ломаются, чем 
прорезываются, в особенности при недостаточной остроте шашки. Рубка же глины более трудное упражнение, но зато самое действительное.
      
  Прежде чем приступить к некоторым указаниям, как следует рубить глину, 
несколько слов о том, как ее приготовить для этой цели.      
  Лучшая глина - сине-зеленоватая. Комья глины кладутся в корыто или чан и заливаются водой. Дав ей отмокнуть несколько часов, промесить ее руками, причем отбрасывать камешки, могущие в ней находиться и от которых тупятся клинки.
        Приготовив, таким образом, глину, свалять из нее столбики формой сахарной головы, вершков 10-12 высотой и вершка 4 в основании. Приготовленная таким образом глина служит очень долго, так как при 
рубке часто ее, валяя, то есть, возобновляя форму конуса, делают ее мягче. 
Сохранять глину лучше всего где-нибудь в сыром месте, отнюдь не на морозе, так как в этом случае она не будет годна к употреблению.
      
  Срубленную глину для возобновления из нее конуса, не следует, собирая кусочки, лепить ее, а просто, собрав в одно место все пласты, бросать ее оземь (на рогожку, чтобы не собирать ею с пола грязи или земли), поворачивая каждый раз для придания, ей описанного вида.
        Для начала упражнений в рубке глины следует это делать пешком.
      
  Глина ставится на табурете, высотой в 1 1/4 аршина. Ученики, по очереди подходя к глине, становятся на расстоянии вытянутой руки и двух третей шашки от эфеса, то есть касаться глины третью клинка от конца.
      
  Обучающий назначает в каком направлении наносить удары, например:
Горизонтальные удары.   
Вполоборота вправо - руби.     

Направо - руби.

Вполоборота направо назад - руби.

        Ученик, став перед глиной на указанное расстояние, отставляет правую ногу от левой на шаг, сгибает колени и поднимает кулак левой руки на высоту пояса, как бы держа повод, правая рука с шашкой к 
атаке по установленному образцу. По команде: "Руби", быстро отнеся шашку к левому плечу и отнеся слегка конец её за голову и на высоту плеча (для горизонтальных ударов), наносит удар.
        При нанесении правильного удара срубленный слой глины не должен валиться и даже смещаться. Если при нанесении удара обух полоски свернется вправо или влево, как указано выше, слой глины непременно свалится.
        
Укрепив рукоятку эфеса в руке, держа ее, как указано, стараться, нисколько не изменяя положения кисти, нанести правильный удар, в исходе которого, нажав большим пальцем на рукоятку, оттянуть шашку слегка на себя - прорезать. Вначале не требовать особенной меткости, лишь бы удар был нанесен правильный, впоследствии же, когда ученики приобретут сноровку, и срубленные слои не будут сваливаться, требуется, чтобы удары по глине наносились на равных расстояниях, для чего обучающий делает метки, по которым ученики и направляют удары.
        Когда ученики совершенно усвоят приемы горизонтальной рубки во всех указанных выше положениях, надо заставлять их рубить, изменив направление, занося конец шашки выше, смотря на какой угол 
относительно глины будет указан удар.

         Перейдя затем к уколам, ученики становятся левой стороной к глине и наносят в нее уколы, стараясь попадать в метки, сделанные обучающим. Уколы влево наносятся следующим образом: 

правая рука заносится к правому уху, кисть ногтями вправо, острие полоски вверх. Удар наносится сильно и коротко, и по нанесении его тотчас же быстро оттянуть острие назад, кисть руки обратно к правому уху.
      Для этого упражения форма глины изменяется, ее следут делать в виде кубика.
      При производстве этих ударов и уколов наблюдать, чтобы ученики отклоняли корпус, как это требуется при рубке с коня и как это будет видно ниже.
      Чтобы перейти затем к рубке с коня, учеников сажают на деревянную лошадь, ставя ее в вышеуказанные для рубки в нашем строю положения относительно глины. Глина ставится на возвышенный табурет или 
стойку. Стойку эту следует иметь тяжелую, что в момент удара она не могла валиться и этим пугать лошадей.
        Проделав все указанные упражнения с деревянной лошади, начать их делать в конном строю. Для этого лучше всего ставить в манеже две стойки для глины на одной линии и на расстоянии шагов 15-20 одна от другой и шагах в 4-5 от барьера. Для приготовления глины назначать по два человека в каждой стойке и иметь заготовленными не менее 3-х конусов, чтобы как можно скорее они заменяли срубленные. Проходя мимо глины с рубкой, ученики рубят сперва одну глину ( пока она вся не срубится), а затем следующие рубят вторую, потом снова первую и т. д. Для производства этих упражнений вытянуть смену направо по барьеру на дистанции 2-х лошадей ( еще лучше на 4, если позволяет место) ученики рубят по правилам, указанным выше, с отклонением корпусов и упором в стремя по уставу.
        
Вначале рубку производят на шагу, затем на рыси, на манежном галопе и на полевом галопе. Чем аллюр выше, тем это заставляет ученика наносить удар раньше. Корпус наклонен немного вперед, в сторону наносимого удара, чтобы, при любом аллюре удар наносился непременно вперед. Остановив смену, обучающий высылает для рубки на полевом галопе по одному ученику, который, идя сперва манежным галопом до угла короткой стороны и пройдя его, удваивает аллюр - рубит глину и становится за последним номером смены. 
Затем назначается следующий и так далее. То же проделывать и для уколов, повернув смену направо крутом или назад, налево по барьеру.
  
      При нанесении укола, стараться наносить его непременно вполоборота влево-вперед.
        Если рубящие или колющие идут большим аллюром, то не следует им стараться наносить сильный удар, так как в этом случае желание усилить удар пойдет во вред меткости, сила же удара приобретает инерцию (напором) лошади.
        Все вышеизложенное вкратце недостаточно, ибо невозможно указать на словах тот момент, в который следует нанести удар, на больших алюрах в особенности. Хорошие результаты могут выработаться лишь на практике. Следует только внушать ученикам непременно наносить удар вперед и при нанесении его левую руку держать совершенно спокойно, не дергая поводом.
        
Умение наносить сильные и меткие удары шашкой столь же необходимо как и спокойное управление конем при твердой, хорошей посадке".
    
    В следующей главе будет рассказано о бое на кинжалах или ножах и о бое без оружия. Эта глава будет интересна всем без исключения любителям единоборств и воинского искусства.

Фехтование на шашках и пиках 
для занятий в строевых частях. Гладкова
печатается по книге А.Н. 
Медведева "Казаки и рукопашный бой" 1993г.
Серия: "Тайны воинских 
искусств"