ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ПРОЕКТУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Настоящий Федеральный закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с возрождением на территории Российской Федерации казачества, традиционного казачьего самоуправления, привлечением казаков к государственной и иной службе, предоставлением им в связи с этим прав и установлением обязанностей, в целях полной реабилитации российского казачества, сохранения его исторических традиций и духовного наследия.
Необходимость разработки и принятия данного Федерального закона продиктована развернувшимся в девяностых годах движением по возрождению казачества.
Основой для разработки законопроекта, регулирующего процесс возрождения казачества, явились: Закон Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" от 24 апреля 1991 г., Постановление Верховного Совета РСФСР "О реабилитации казачества", ряд указов Президента Российской Федерации, начиная с Указа "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества" от 15 июня 1992 г. и включая серию указов, опубликованных в 1996 году, другие нормативно-правовые акты.
В соответствии с указами Президента Российской Федерации и Концепцией государственной политики по отношению к казачеству на территории 56 субъектов Федерации в государственный реестр внесено 10 войсковых и 15 окружных (отдельских) казачьих обществ. Уставы войсковых казачьих обществ утверждены Президентом Российской, а окружных (отдельских) казачьих обществ - главами субъектов Федерации.
Казаки принимают участие в охране общественного порядка, государственной границы, природных ресурсов, государственной, муниципальной и личной собственности граждан.
В кадетских корпусах, казачьих школах и других учебных заведениях получают образование и воспитание более 40 тыс. казачат.
Таким образом, структура казачьих обществ, направленная на содействие государству в исполнении им своих функций, уже сложилась. Вместе с тем деятельность этих обществ до сих пор регулируется только указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и ведомственными актами. Дальнейшее развитие движения сдерживается отсутствием федерального закона в отношении казачества. Требуют законодательного регулирования такие узловые вопросы, как определение правового статуса казачьих обществ, их государственная регистрации, взаимодействие государственных органов с казачьими обществами.
Концепция проекта Федерального закона "О государственной службе российского казачества" учитывает интересы всех казачьих обществ России и предполагает выработку предпосылок для объединения казачьих обществ, урегулирования проблем службы казачества, упорядочения отношений федеральных органов власти, органов власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также казачьего самоуправления.
Вышеизложенными соображениями объясняются структура и содержание законопроекта.
В первой главе раскрываются основные термины и понятия, используемые в тексте законопроекта.
Вторая глава посвящена государственной регистрации и государственному регулированию деятельности казачьих обществ.
Третья - создает предпосылки к привлечению членов казачьих обществ к государственной и иной службе.
Главы четвертая и пятая вводят основы казачьего самоуправления и экономической деятельности казачьих обществ и их членов.
Глава шестая определяет основные направления социально-культурной деятельности российского казачества.
Законопроект предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета.





ПЕРЕЧЕНЬ
АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ
ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ,
ДОПОЛНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ
ДАННОГО ЗАКОНОПРОЕКТА

Принятие проекта Федерального закона "О государственной службе российского казачества" не требует внесения изменений и дополнений в акты федерального законодательства.





ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ
РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА"

Основными направлениями деятельности членов казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, в соответствии с проектом Федерального закона являются:
военная служба в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации (по призыву и по контракту);
охрана (поддержание) общественного порядка;
охрана государственной границы в составе общественных формирований;
участие в мероприятиях, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий, и оказание помощи пострадавшим;
участие в таможенной охране в составе таможенных органов.
Другие виды иной службы казачества организуют и осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
Военную службу в Вооруженных Силах и других войсках Российской Федерации, службу в таможенных органах члены казачьих обществ проходят на общих основаниях на штатных должностях за счет бюджетов федеральных министерств и ведомств.
Военная подготовка казаков, пребывающих в запасе (резерве) Вооруженных Сил и других войск Российской Федерации, осуществляется в соответствии с ежегодными планами этих министерств и ведомств в ходе военных сборов и за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на сборовые мероприятия.
Члены казачьих обществ для ликвидации последствий стихийных бедствий привлекаются в исключительных случаях, когда масштабы стихийных бедствий, крупных аварий и катастроф выходят за рамки возможностей Министерства по чрезвычайным ситуациям по их ликвидации, а во всех остальных случаях эту работу выполняют профессиональные спасатели, прошедшие специальную подготовку.
Для ликвидации крупномасштабных катастроф из федерального бюджета выделяются внебюджетные средства.
Таким образом, средства из федерального бюджета требуются только для участия членов казачьих обществ в охране государственной границы в составе общественных формирований и в поддержании общественного порядка в составе народных казачьих дружин.
По заключению Пограничной службы Федеральной службы безопасности Российской Федерации денежное вознаграждение за сутки участия в охране государственной границы может быть определено в размере 100 рублей.
В прошедшие годы к охране государственной границы привлекалось до 1000 членов казачьих обществ. При участии в охране государственной границы казака в среднем 4 раза в месяц возможные ежегодные расходы федерального бюджета составят примерно 4,8 млн. рублей.
При условии, что труд казаков по охране государственной границы будет оплачиваемым, можно будет привлечь к решению этой задачи до 4 тыс. членов казачьих обществ.
В этих условиях расходы федерального бюджета могут составить 19,2 млн. рублей в год.
По заключению Министерства внутренних дел содержание сотрудника патрульно-постовой службы составляет порядка 108 тыс. рублей в год. С учетом дополнительных выплат и предоставляемых льгот стоимость работы одного сотрудника патрульно-постовой службы в сутки может составить до 110 рублей.
Члены казачьих обществ выполняют обязанности по охране общественного порядка 4 - 5 раз в месяц, по выходным и праздничным дням.
Работа одного члена казачьего общества, при этих условиях, может оцениваться до 6,5 тыс. рублей в год.
Предварительные данные свидетельствуют о том, что к поддержанию общественного порядка в Российской Федерации ежегодно привлекается до 20 тыс. казаков.
Расходы федерального бюджета на участие казаков в поддержании общественного порядка могут составить до 130 млн. рублей в год.
В целом для охраны государственной границы и поддержания общественного порядка членами казачьих обществ необходимо предусматривать расходы из федерального бюджета до 150 млн. рублей ежегодно.